суббота, 4 марта 2017 г.

Петр Иванович Марьинский. 1969 год.



На Форуме Речных путешественников опубликована ссылка на материал капитана-наставника Велико-Устюгского ССРЗ Петра Ивановича Марьинского. Статью опубликовала газета "Речник Севера" от 18 октября 1969 года. В этот день Петру Ивановичу исполнилось 39 лет. Еще всего год назад П.И.Марьинский в качестве капитана водил по Северной Двине буксирный пароход "Дмитрий Фурманов"...

Итак: П.И.Марьинский. "Правила плавания-закон для всех". ( Форум РП, материал Anpa).

10 октября в 20 часов 45 минут пароход "Юрий Смирнов" шел с плотом мимо пристани Дв.Березник. Октябрьская ночь не баловала судоводителей: шел моросящий дождь, видимость плохая. При подходе к Пяндскому острову встретилось судно. Оно несло на мачте два огня.
"Значит идет судно с баржами", - подумал капитан "Юрия Смирнова" т.Коврижных и решил пропустить его по своему левому борту. Разменявшись сигналами, капитан смотрит: а где же баржа у буксировщика? Баржи не видно. Видимо, не горят огни... И выйдя на траверз буксировщика, решил посмотреть буксируемый воз.
Тут-то и встревожило Н.П.Коврижных, когда в луче его прожектора появился пятибревенчатый бон.
"Что же такое? Куда я залез ?",-подумал капитан и продолжал освещать бон, искать его конец. Но конца не было видно, все сливалось с песком Пяндского острова.
"Что же делать? - решал капитан, - ведь бон ведет меня к песку.., - а сам все время отворачивал и отворачивал вправо, боясь пропустить бон в колесо.
Вскоре пришла мысль: нужно остановить машину. Прошло несколько секунд, и Коврижных увидел на конце пятибревенчатого бона ширму в одно бревно. Он тут же дал команду вахтенному рулевому и дублеру первого штурмана спустить лодку и разъединить ширму. Это было сделано в короткий срок.


Пароход Велико-Устюгского ССРЗ "Юрий Смирнов".

Продолжение статьи П.И.Марьинского "Правила плавания- закон для всех"

"Речник Севера" от 18 октября 1969 года.


Казалось бы, проход свободный, можно давать ход и продолжать следовать прежним курсом и с той же скоростью. Но в момент, когда машина была остановлена, судно под тяжестью буксиров и под действием встречного ветра привалило к передней головке плота носом вверх. Буксиры оказались с правого борта. Для исправления положения капитан немедленно связывается с оператором пристани Березник: "Залез в боны, прошу немедленной помощи". Сразу же направляются для помощи "Данилин" и "Обь".
А плот в это время передней головкой уперся в песок, хвостовую часть начало разворачивать по течению. Подоспевший "Данилин" пришвартовался к хвостовой части плота и держит его, не давая разворачиваться и наваливаться на головку запани Пянда. "Обь" берет "Юрия Смирнова" на буксир. С большим трудом удается двойной тягой снять голову плота с мели. Плот спасен.
В момент, когда пароход "Юрий Смирнов" застопорил ход, вниз следовало судно с тремя огнями на мачте, обгоняя его и переходя на красную обстановку.

 

Северная Двина ниже Двинского Березника поворачивает вправо. У правого берега-тот самый остров Пяндский, около которого буксирный пароход проекта 732 "Юрий Смирнов " чуть не потерял плот. К сожалению, я не нашел лоцманской карты этого участка реки. Но даже на топографической карте можно представить, как бон, ведомый теплоходом "Двиносплав-80" поджимает пароход "Юрий Смирнов" к острову в результате чего возникает аварийная ситуация. И только во-время подоспевшая помощь и мастерство судоводителей плотовода позволили сохранить плот...
К сожалению часть статьи в ксерокопии отсутствует. Но суть понятна.
Продолжу рассказ Петра Ивановича Марьинского:
" После исправления положения судна и плота бон вместе с ширмой тащился с плотом по правому борту.
После такого переполоха собрались вместе капитаны Белугин и Коврижных. Стали разбираться в происшедшем. И установили: около 22 часов ( время не точное) 10 октября "Двиносплав-80" забуксировал пятибревенчатый бон длиной 450 метров и ширму длиной около 100 метров, привязанную за конец бона, и пошел вверх. Сигналы на "Двиносплаве" были включены как на судне, идущем с плотом, а сигналов на боне не было. А почему же на этом судне были видны два топовых огня ? Оказалось, что на нем не был спущен флаг. Он-то и закрывал нижний топовый огонь.
Теперь понятно, почему капитан парохода "Юрий Смирнов" т. Коврижных принял его за судно,идущее с баржами и дал сигнал на расхождение левыми бортами, считая, что оно ему не помешает в заправке плота. Если бы на "Двиносплаве" был спущен флаг, то т. Коврижных видел бы все огни и пропустил бы его по своему правому борту. Вахтенный "Двиносплава-80", видя, что его бон мешает дальнейшему следованию плотовода, принимает решение повернуть вниз в обход "Юрия Смирнова" Вот почему у него уже горели три огня на мачте, а боны находились у правого борта парохода.
Как же установили, что именно флаг "нарушил" Правила плавания? В то время, когда "Двиносплав-80" производя маневры по отталкиванию бона от плота, становился бортом к ветру, на мачте просматривались три огня, а по ветру или под небольшим углом к ветру - два.
Всем судоводителям следует учесть значение своевременного спуска флага и вымпела. А виновные на "Двиносплаве-80" должны быть строго наказаны.

П.Марьинский, капитан -наставник.

Материал крайне интересен. Жаль нет лоцманской карты. Тем не менее, нарисовав схемку, я живо представил ситуацию. В заметке чувствуется сумбурность изложения событий. Вероятно, это было первое серьезное аварийное происшествие у Петра Ивановича, которое он разбирал в новой должности. Думаю нет нужды разъяснять, что такое бон и ширма живущим на берегах северных рек.. Добавлю, что при следовании с плотом вниз именно капитан плотовода выбирает каким бортом будет расходиться он с судном, идущим снизу, хотя в Правилах плавания все следующие сверху суда имеют на это право и на расстоянии не менее 1,5 километра подают отмашку первыми. Но для плотоводов это было особо важно: выбрать сторону расхождения. У Пяндского острова хвост плота имел раскат к левому берегу, а бон "Двиноспла

  Мой муж был последним капитаном "Дмитрия Фурманова". он его и списывал. Тоже учился в ГПТУ-4. с 1969 по 1971. Потом кончил речное. Плавал на Нахимове, потом на на Фурманове 1 пом.капитана. Капитаном был Пахолков, он его сменил когда у Пахолкова случился инфаркт. Мужа зовут Секушин Александр. До сих пор на Двине плоты таскает.

  По всей вероятности в 1986 году была его последняя навигация. В 85-ом он точно еще работал. Кстати, Шулимова зовут Анатолий.

 
По умолчанию




Дорогие друзья! Привет из Венгрии.Верфь также построен Óbudai 732 - Проект парохода. Один последний оставшийся пароход, теперь музей.Название Neszmély Баконь отл.
Вы найдете его фотографии:
http://www.hajoregiszter.hu/hajoadat...temenyek#kepek
Список 732 судов, построенных Обуда:
http://www.hajoregiszter.hu/katalogu...o_gozhajo/1022
Последний пароход построен в Венгрии!
Баконь 1957 года, MAHART, Будапешт, Венгрия
В 1972 году судно-файл, переехал чистого пара танков базы.
1977-517. нет. Для судов, MAHART.
Для 19xx паровой с порта Чепель Свободный,
В 2002 году аукционов,
2003 Neszmély, Rendezvényiróda Европа ООО, г. Будапешт, Венгрия
2008 Neszmély, пара Золтан фонда Neszmély, HU музей
Статус: 47.736812,18.356159

На Северной Двине в 1968 году работали два буксира венгерской постройки проекта 732: "Волна" и "Бурун", вероятно переименованные, потому что в списке построенных в Венгрии такие названия не значатся. Приписаны были буксиры к техучастку - Котлас. Был на одном из них. Даже тогда, в годы совсем юные заметил добротность постройки в сравнении с нашим буксиром- пароходом проекта 732 "Дмитрий Фурманов".
 
 
Построены на Великоустюгском судостроительном заводе.

Например, серия судов проекта 559 - плоскодонки для Северной Двины.

Вот здесь нашел их описание: http://riverfleet.ru/fleet/4415/

А в списках судов много пробелов. Может кто-нибудь знает судьбу некоторых судов.

Например, известна история вот этих судов:

Абхазия
Аджария
Бурятия
Казахстан
Карелия
Карпогоры
Коршаково (Молдавия)
Красноборск

Информации об этих судах нет - что с ними?

Армения
Башкирия
Белоруссия
Грузия
Каргополь
Латвия
Литва
Россия
Узбекистан

И еще одна категория - неопознанные и неизвестные суда
Кем они были изначально - неизвестно

Великоустюгский комсомолец - изначальное имя не известно, судьба судна не установлена
Владислав Стрижов - изначальное имя не известно, судьба судна не установлена
Судно-буевница №2950 - эксплуатируется, 1971 г. постройки, находится в Архангельске, кто это был изначально не известно.
 
 
последние годы "генерала"

ПАРОХОД Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Товарищу Шевченко, не человеку, но пароходу. Панегирик.


   Весь ЖЖ с утра бурлит говнами по поводу экшена на Манежной площади. Честно, мне вся эта движуха глубоко по барабану. Чужая игра, в которую статисты подтягиваются в полном соответствии с планами кукловодов. А я хочу рассказать о пароходах.

 
 После премьеры "Края" с Машковым постоянно слышу о паровозной эстетике. Паровоз, конечно - вещь. Символ ушедшей эпохи, этакий мастодонт, исполненный первобытной силы, сплав чудовищной кинетической энергии с не менее впечатляющей внешней составляющей. Но по сравнению со своим собратом - пароходом, этот пыхтящий монстр вызывает совершенно другие ассоциации. Слова "романтика", "декаданс", "ностальгия" приходят на ум в последнюю очередь. Рискну даже провести парралели, до которых не додумался Лукьяненко: паровоз - олицетворение темных сил, пароход - светлых, не только в силу традиционной окраски, а с точки зрения создания определенного настроения при взгляде на одного и на другого.

   В бытность мою несмышленым ребенком, я каждое лето гостил у бабушки с дедушкой в поселке Туровец Вологодской губернии. Стоял этот поселок бок о бок с пристанью Сухая Речка, что на реке Сухоне, притоке Северной Двины. Добраться до Туровца тогда возможно было лишь по реке, дорог наземных не было. Вернее были, но в дождь по ней мог проехать лишь легкий танк, ну или трактор ДТ, глинистые колеи глубиной в полметра не дали бы шанса ни одному сегодняшнему "внедорожнику". И в этом был самый кайф! Потому что это означало путешествие на настоящем ПАРОХОДЕ!

   

   Пароходы, кстати, тоже были разные. Скажем, Коровин был так себе - винтовой, послевоенной постройки. "Заря" или, тем более "Зарница" - быстроходное судно на подводных крыльях, отличалось скоростью, но совершенно не давала ощущения путешествия по реке. А вот "Шевченко" или "Добролюбов"...это и была квинтэссенция парохода!

 
    "Тарас Шевченко" - настоящий колесник, построенный на Коломенском заводе еще в 1901-м году. Когда я читал об этом на медной табличке на средней палубе - мне было все едино - 1901-й год это нашей эры, или 1901-й БиСи, ощущение было одно - я прикасался к истории. Об этом я читал в книгах про благородных купцов-судовладельцев с окладистыми бородами, для которых купеческое слово было главным критерием жизни, об этом я смотрел муву "Жестокий Романс", которая на самом деле была о пароходах, а вовсе не о какой-то там неразделенной любви, а если уж совсем глубоко копнуть, то пароходные гонки по Миссисиппи из романов Майн Рида - это из той же оперы. Я часами торчал на носу, свесивши голову через борт, смотря на волны, рождаемые режущим воду вертикальным форштевнем, под музыку их шипения, я зачарованно глядел сквозь стеклянные окна машинного отделения на мерно двигающиеся гигантские открытые шатуны котельной установки, блестящие от машинного масла, я с завистью смотрел на матросов, которым так неимоверно повезло в этой жизни, я облазил весь пароход сверху донизу и побывал даже в святая святых - капитанской рубке с настоящим, тех еще лет, деревянным штурвалом с дубовыми ручками, до блеска отполированными мозолистыми руками рулевых...

 
 И вот наступал самый кайфовый момент для аборигенов, назывался он - прибытие парохода. Это было событие, которое ни один уважающий себя человек пропустить не мог. Жители поселка доставали из сундуков свои лучшие одежки, молодежь одевала клеши и цветастые сарафаны, и все шли на пристань. О, это было нечто! Особенно если с гостинцами приезжали родственники и друзья. Но и без того пропустить прибытие парохода для меня не представлялось возможным, ведь я совершенно точно знал, что там будет рыжая Райка Невзорова, как сейчас бы сказали - мисс Туровец:)
   До сих пор где-то внутри сидят эти ощущения - ярко иллюминированный нос мастодонта медленно выплывает из-за поворота, крики "Идет! Идет!", густой басовитый гудок, разворот всей огромной тушей под аккомпанемент пыхтения машины и шлепанья колесных плиц о воду...это незабываемо.


 
    Все течет, все меняется. Сначала проложили асфальтированную дорогу, потом лес стали возить по железке, сплав по реке прекратился. И вскоре все речные перевозки стали убыточны и Сухонское речное пароходство прекратило свое существование. Река обмелела, фарватер уже никто не чистил, пароходы порезали на металлолом и сейчас лишь редкая моторка нарушает покой этих вод. Все проходит. Но где-то там, в районе сердца, оно остается навсегд
а...